Об этом в пишет в пятницу «Независимая газета». Как сообщил депутат Верховной рады Павел Унгурян, Бухарест готовится использовать международные экологические соглашения, чтобы летом закрыть украинский канал Дунай – Черное море. Официальный Киев ситуацию не комментирует, хотя чиновники нескольких ведомств подтвердили изданию, что украинская сторона готовит серьезные контраргументы.
Унгурян сообщил, что Румыния собирается поднять скандальный вопрос в ходе запланированной на начало июня 5-й встречи сторон Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Это международное соглашение, подписанное 42 странами, было в 1991 году разработано Европейской экономической комиссией ООН. Документ вступил в силу с 1997 года. Он предполагает, что оценка влияния на окружающую среду всех потенциально опасных проектов, реализуемых на приграничной территории, должна осуществляться с участием сопредельных стран.
Формально украинский канал Дунай – Черное море в устье Быстрое подпадает под требования конвенции. Но, как объяснил один из украинских дипломатов, документ предполагает обсуждение и согласование проектов на стадии планирования, а украинский канал уже введен в эксплуатацию с 2004 года. Даже с учетом перерыва в его работе до 2007 года, когда проводились работы по расчистке от последствий паводка и углублению русла, а также укреплению береговой линии, украинские экологи готовы доказать, что за последние четыре года канал не оказал губительного воздействия на окружающую среду. Козырем румынской стороны в данном споре является обнародованный в 2006 году вывод Экономической комиссии ООН о том, что канал все же может нанести вред отдельным видам фауны в дельте Дуная.
Эксперты отмечают, что экологические претензии Румынии имеют экономическую основу, поскольку украинский маршрут выигрывает в конкурентной борьбе с румынским Сулинским каналом. Пару недель тому назад агентства, ссылаясь на украинские правительственные структуры, сообщили, что в январе сего года был установлен своеобразный рекорд – по каналу в устье Быстрое прошло 131 судно под флагами 19 стран. Это максимальное количество судопроходов в это время года с момента открытия украинского маршрута. Агентства обратили внимание, что по румынскому каналу в январе было осуществлено 107 судопроходов, то есть на 22% меньше, чем по украинскому. Специалисты объясняют ситуацию тем, что украинский маршрут удобнее: двустороннее движение организовано круглый год и в любое время суток. Широта Сулинского канала на участке протяженностью несколько десятков километров не позволяет одновременно двигаться судам в противоположных направлениях, что тормозит работу, отмечают они.
Кроме экономических потерь, неизбежных из-за лишения статуса монополии в торговом судоходстве в регионе, Румыния, по мнению украинских экспертов, пытается прощупать почву в вопросе отношения международного сообщества к ее территориальным претензиям к Украине. Как известно, в 2009 году Бухарест выиграл инициированную им же судебную тяжбу в Международном суде ООН: суд отказался признать остров Змеиный частью прибрежной линии Украины при делимитации континентального шельфа и исключительной экономической зоны. Многолетний спор за остров был связан с тем, что на прилегающем к нему шельфе расположены крупные месторождения нефти и газа. Румынская сторона построила свою линию на доказательствах, что Змеиный – не остров, а всего лишь скала, которая не может иметь собственные территориальные воды.
Украинские чиновники уверенно заявляют, что закрытия канала не произойдет, но держат свои козыри в рукаве. Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала отметил, что в этом споре позиции Румынии выглядят пока сильнее только потому, что она является членом Евросоюза и вовсю использует возможности ЕС для давления на Украину. Однако эти возможности имеют свои политические ограничения в виде нежелания ЕС превратить страну-партнера и важного союзника во врага.