гривна_доллар

В случае дальнейшего обострения противостояния на востоке страны и бездеятельности Нацбанка, гривна на предстоящей неделе может продолжить девальвировать.

В этом уверены опрошенные «Вестями» банкиры.

За один день торгов (20 февраля) нацвалюты рухнул на межбанке сразу на 2 грн. — до 29,50 грн./$ (в ходе торгов были попытки дотянуть курс до 29,90 грн./$, но они провалились), а у нелегальных менял еще сильнее — до 30,30 грн./$.

«Пятничные торги проходили с минимальным количеством продающих банков и незначительными объемами продаж. Если не последует позитивных сигналов, которые дадут надежду на урегулирование ситуации на востоке и на стабилизацию экономической ситуации в стране, девальвация гривны может продолжиться», — сказал «Вестям» директор департамента казначейства Пиреус Банка Игорь Якобчук.

Возросший спрос на валюту в пятницу объясняли активизировавшимся выводом капиталов из Украины. И не только украинскими компаниями, разуверившимися в стабилизации военной ситуации на Донбассе, но и иностранцами, которые стали активнее конвертировать в доллары свои капиталы: как средства, залежавшиеся на гривневых счетах в наших банках, так и то, что они получили от нашего Минфина — по погашению гособлигаций (сроки которых истекли). Заметив такой интерес, экспортеры специально сокращали свои продажи, постоянно повышая цену продажи доллара.

«Наши импортеры тоже продолжают покупать валюту, но в разы меньше, чем ранее. Реальный спрос на доллар со стороны наших импортеров сейчас находится на минимуме. Он шел к этому постепенно и еще просядет: когда импортные товары резко дорожают на фоне тотального снижения покупательской способности населения, у компаний резко падают продажи, и они сокращают завоз товаров или вообще его сворачивают. Многие поставщики приостановили свою деятельность, поскольку людям не по карману импортные товары по нынешним ценам», — отметил в разговоре с «Вестями» советник председателя правления Евробанка Василий Невмержицкий.

Резко остановить стремительное подорожание доллара может только одна структура — Нацбанк. Конечно же, не рыночными методами (продажами валюты на межбанке), а лишь административными. И, кстати, председатель НБУ Валерия Гонтарева угрожала их применить еще 18 февраля во время своего выступления в Верховной Раде.

«Нацбанку давно пора уже вмешаться. Как минимум стоит звонить и предупреждать казначеев о возможных последствиях подачи завышенных заявок. Если проходит заявка, условно, в 30 грн/$ — банк отключается от торгов. Конечно, когда казначей откажет клиенту-экспортеру с высокой заявкой, то компания, скорее всего, пойдет в другой банк. Но и там должно происходить тоже самое: отключение банка в случае продажи доллара по высокому курсу. Тогда казначеи следующих банков посоветуют продающей компании умерить аппетиты. Если Нацбанк не начнет принимать меры, в понедельник межбанк может стартовать уже 30 грн/$ и идти дальше», — заметил «Вестям» совладелец банка «Национальный кредит» Андрей Онистрат.

Другой вариант — искусственное сокращение Нацбанком спроса на доллар, если он изначально (на этапе предварительной заявки) не видит большого количества продавцов валюты. Вручную — перебирая все заявки на покупку и на продажу, причем, день за днем. «Ведь НБУ может пропускать на межбанк меньше договоров на покупку доллара. Таким образом, он может регулировать спрос», — допустил председатель правления банка «Хрещатик» Дмитрий Гриджук.

В самом крайнем случае от центробанка ждут перевода экспортеров на обязательную продажу валюты в НБУ: не на межбанке (то есть на открытом рынке), а в Нацбанк — в его золотовалютные резервы. В этом случае власти смогут сами диктовать курс. Плюс сами же будут его распределять: самостоятельно решать, кому продавать дефицитный доллар, а кому нет. Этот вариант рассматривался еще несколько недель назад, когда межбанк был в районе предыдущей психологической отметки — 20 грн./$.

Впрочем, финансисты сразу говорят, что такие меры не могут применяться долго (более месяца-двух), иначе еще сильнее подкосят и без того аварийную экономику Украины. Для реальной стабилизации валютного рынка требуются оперативные и скоординированные шаги политиков и экономистов. «Мы сейчас видим хаос. А нужны конкретные шаги по реализации минских договоренностей и стабилизация ситуации на Донбассе. И одновременно обнародование и запуск четкой программы экономических реформ. Не абстрактные понятия и цели в виде лозунгов, а перечень действий с конкретными ответственными и сроками выполнения. Все это должно уже реализовываться», — подчеркнул в разговоре с «Вестями» первый зампредправления Проминвестбанка Вячеслав Юткин.

Попутно финансисты рассчитывают, что НБУ поддержит и их структуры. Ведь после новой волны девальвации гривни, украинцы снова стали активно снимать средства со счетов: как досрочно с депозитов в кассах, так и с карточных счетов в банкоматах. «Украине нужно законодательно прописать срочность вкладов: если человек разместил средства на оговоренное в договоре время, он должен соблюдать это соглашение. Плюс банкам может потребоваться дополнительное рефинансирование от регулятора, чтобы перекрыть новые оттоки средств», — заверил «Вести» Дмитрий Гриджук.

Популярні новини зараз

Укренерго оголосило нові графіки відключень: що чекає українців 23 листопада

Баррозу: Путін казав мені, що не хоче існування України

В Україні посилили правила броні від мобілізації: зарплата 20000 гривень і не тільки

На Київщині добудують транспортну розв’язку на автотрасі Київ-Одеса

Показати ще

Он также предложил чиновникам отменить ограничение по продаже через банковские кассы валюты не более чем на 3 тыс. грн., из-за которого люди все чаще идут за валютой не в финучреждения, а на черный рынок. И отказываются сдавать крупные суммы СКВ — украинцы понимают, что не смогут их обратно легально откупить. Если на момент введения данного ограничения весной-2014 человек мог купить на 3 тыс. грн. немногим более $220, то теперь — $100.

Дополнительные поблажки и отсрочки могут потребоваться украинским банкам для выживания. Финансисты не скрывают, что из-за резкой девальвации гривни все они попали в ряды нарушителей — нарушителей всех основных экономических нормативов НБУ: от норматива адекватности капитала и кредита на одного заемщика до норматива валютной позиции. Все потому, что имеющих у банков гривневых капиталов не хватает для покрытия активов: ведь значительная часть кредитов была представлена в валюте, и при пересчете их в гривну ее размер резко увеличился. «Для решения этой проблемы нужно понимание Нацбанка (с отсрочками и льготными периодами для выполнения нормативов), и самое главное — акционеров. К владельцам банкиры в последнее время приходят очень часто и просят новых денежных вливаний — каждый раз все больше и больше. Но, к сожалению, не у всех акционеров есть вера в будущее нашего банковского бизнеса, да и денежные ресурсы — чтобы вливать и вливать их постоянно. Поэтому уже сейчас ясно, что поддержат далеко не все украинские банки», — рассказал «Вестям» Вячеслав Юткин.

Если Нацбанк в понедельник оперативно вмешается в работу межбанка, эксперты допускают откат курса — как минимум до 29 грн./$, а то и до 28 грн./$. Но если НБУ продолжит стоять в стороне и не вмешиваться в ситуацию, то гривна и дальше будет девальвировать. В этом случае прогнозы на предстоящую неделю дают самые разные: от 31-32 грн./$ до 35 грн./$.

«На фоне негативных ожиданий бизнес готов покупать валюту по любой цене. Панику подстегивают и не оправдавшиеся ожидания касательно возможной корректировки курса, как прогнозировалось ранее. До последнего момента оставался небольшой пул импортеров, которые надеялись на стабилизацию курса гривны. Но заявления Президента и правительства о возможности введения миротворцев в Украину, необходимости пересмотра законодательной базы, регламентирующей механизм действия военного положения и т.д. сломили последнюю веру участников рынка. И бизнес стал активно скупать доллар», — сказал «Вестям» зампредправления банка «Финансы и кредит» Игорь Львов.

При отсутствии прямого регулирования и административных мер, межбанк будет жить текущими новостями, в числе которых в последнее время все меньше хороших. «Настроения на торгах сегодня зависят от целого комплекса факторов: начиная от ситуации на Донбассе и эксцессов в других регионах (вроде взрывов в Харькове), заканчивая изменением политической и экономической ситуации в стране», — объяснил Василий Невмержицкий.