Словакия должна обеспечивать транзит российского газа по своей территории четко в соответствии с контрактом, который не предусматривает реэкспорт газа. Об этом сообщили в пресс-службе «Газпрома».
Источник в компании сказал, что просить у монополии разрешения на реэкспорт газа из Словакии в Украину вообще бессмысленно. «Нет ни одной причины, зачем нам нужно на это соглашаться»,— отметили в монополии.
Президент киевского международного энергетического клуба Q-club Александр Тодийчук говорит, что главным методом влияния на Словакию для «Газпрома» остается контракт на транзит газа, который предполагает оплату не менее 50 млрд кубометров газа в год на условиях ship-or-pay. Контракт действует до 2029 года. В сентябре глава «Газпром экспорта» Александр Медведев, находясь в Словакии, заверил, что «все обязательства по этим контрактам будут выполнены», и страна «без транзитных платежей не останется». В итоге до 2029 года «Газпром» заплатит Словакии за транзит более 900 млрд кубометров газа, но реальный объем прокачки составит не более четверти заявленного. То есть транзит одних и тех же объемов газа будет оплачен дважды — на старых маршрутах через Восточную Европу и через Nord Stream.
«В случае если Словакия в одностороннем порядке начнет реэкспорт, «Газпром» обвинит ее в невыполнении договора и начнет платить только за реально прокачанный газ, объем которого с каждым годом снижается»,— отмечает господин Тодийчук, пишет «Коммерсант-Украина».
Единственный способ в этих условиях добиться уступок от Словакии — предложить ей заработать на транзите газа в объемах не меньших, чем предлагает Россия, говорит член комитета Верховной рады по ТЭК Сергей Пашинский.
«Но это возможно лишь при условии запуска в Украине газовой биржи и создания полноценного международного газового хаба. Тогда транзит через Словакию в украинские ПХГ и обратно может компенсировать ее потери»,— говорит господин Пашинский.
Но дело снова упирается в энергетическую и законодательную реформу, необходимую для того, чтобы европейские газовые компании заинтересовались украинскими ПХГ, отмечает господин Тодийчук.
«Интеграция Украины в Евросоюз будет способствовать этому процессу, но до конца этого года все необходимые реформы точно не удастся осуществить»,— считает он.
Как сообщал «Обозреватель», глава Представительства ЕС в Украине Ян Томбински 24 сентября заявил, что Словакия не откроет реверсный поток газа в Украину, не имея предварительных договоренностей о таком реверсе с поставщиком газа – российским монополистом «Газпромом».
В конце сентября 2012 года Украина и Словакия договорились проработать возможность транспортировки природного газа на границе в реверсном режиме. Словацкая сторона выразила заинтересованность в участии в модернизации украинской ГТС и подтвердила, что транзит природного газа по украинской газотранспортной системе, с учетом затрат на реконструкцию украинской ГТС, является более экономически эффективным, чем строительство новых газопроводов.
В июне глава правления немецкой компании RWE Supply&Trading GmbH Стефан Юдиш заявил, что компания готова начать поставки природного газа для его дальнейшей доставки в Украину через территорию Словакии.
В тоже время, заместитель главы правления Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» Вадим Чупрун в начале июня сообщил, что Украина все еще ведет переговоры о возможных поставках газа в режиме реверса с территории Словакии и уже согласовала техническую часть процесса.
В начале июля директор секретариата Европейского Энергетического сообщества Янез Копач заявил, что технических проблем относительно увеличения реверсных поставок газа в Украину нет.