8 февраля официальный курс гривны вернулся на позиции двухмесячной давности и составил 27,11 грн за долл. Как и обещали эксперты, декабрь и январь были непростыми для нацвалюты, и уже после новогодних праздников она легко преодолела отметку в 28 грн за долл.

В конце января курс приблизился к отметке в 29 грн за долл., но февраль гривна начала с укрепления.

Почему подешевела?

У курса нацвалюты есть циклы, к которым все уже успели привыкнуть. В конце и начале года она дешевеет. И.о. главы Нацбанка Яков Смолий говорит о том, что эту тенденцию наблюдают уже три года. Экономический эксперт Борис Кушнирук уточняет, что в некоторых вопросах сезонность носит не совсем нормальный характер:

«В декабре-январе гривна обесценивается. В декабре наслаиваются два фактора: импортеры закрывают контракты и им нужны дополнительные объемы валюты, но кроме того, Казначейство выбрасывает значительное количество гривны. Это связано с плохим бюджетным процессом — в конце года закрывают все бюджетные программы, все рассчитываются с казначейских счетов с поставщиками товаров и услуг. Кроме того, идет выплата зарплат бюджетникам, пенсии пытаются заплатить за декабрь и за январь и т.д. В результате увеличивается объем гривны. Эту хроническую болезнь нужно менять изменениями в Бюджетный кодекс».

Обычно февраль-март — начало стабилизации курса нацвалюты и длится он до конца лета. В это время идет поступление валютной выручки от экспортеров, пиковых нагрузок на валютный рынок из-за покупки энергоресурсов уже нет. Зато осенью активность растет, становится больше потребность в инвалюте и, следовательно, ее цена.

Но так работают деловые циклы, а ведь есть еще и другие факторы, которые влияют на курс. Один из них — девальвационные ожидания, когда Кабмин закладывает в годовой бюджет курс нацвалюты ниже, чем нынешний.

«В первые недели этого года мы видели, что на ожидании девальвации большое количество украинских экспортеров придерживали валютную выручку и не заводили ее в страну, — говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. — Рынок уходил на высокие горизонты, потому что в госбюджете заложен более высокий курс, чем в конце 2017 года. Ожидания были негативными».

Следующий фактор — сальдо торгового баланса: разница между экспортом и импортом товаров. По итогам 2017 года дефицит составил больше 9 млрд долл. Также сказывается внутренняя инфляция, и чем она выше, тем больше разрыв между покупательной способностью доллара и нацвалюты в пользу первого. Инфляция по итогам года превысила ожидаемый уровень в 8% и достигла 13,7%. Кроме того, важно присутствие Нацбанка на межбанковском валютном рынке: когда он продает инвалюту, то укрепляет гривну. В прошлом году НБУ продал валюты на 1,3 млрд долл. больше, чем купил. В январе продаж тоже было больше, чем закупок.

Почему выросла?

В конце января часть сезонных факторов, которые давили на гривну, отступили. В январе НБУ продал валюты на 16 млн долл. больше, чем купил. Кроме того, главный банк поднял учетную ставку до 16%. Она увеличивает процентные ставки по кредитам и депозитам, а значит растет доходность государственных ценных бумаг — облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ). На них хотят заработать, а чтобы купить ОВГЗ, компании-нерезиденты готовы продавать валюту, что они и сделали. Тем более что в январе курс доллара был высоким, были ожидания его сезонного снижения, так что и на продаже инвалюты тоже можно было получить прибыль.

«Нацбанк повысил учетную ставку. Инвесторы, в том числе и те, которые находятся в Украине, но деньги держат за границей, наблюдают одну и ту же тенденцию поведения курса. Что они делают? В тот момент, когда гривна дешевле всего, они заводят сюда валюту и покупают облигации по завышенным ставкам, получая таким образом 16% годовых в гривне, — объясняет Борис Кушнирук. — Теперь представьте себе, что в этот момент происходит еще и процесс укрепления гривны. Если они выйдут из этих облигаций в августе, то получат до 20% годовых в долларе. Такую доходность они нигде в мире не увидят».

Итоги торгов гривневыми ОВГЗ в конце января — начале февраля показали, что интерес действительно высок. Компании-нерезиденты с начала года в 1,6 раз увеличили свой портфель ОВГЗ. То есть предложение по доллару и спрос на гривну растут, а значит, последняя укрепляется. Естественно, предложение инвалюты не безразмерно. Кроме того, Нацбанк не только продает, но и скупает валюту. За 6-7 февраля НБУ купил больше 150 млн долл. по курсу 27,09. Но также не стоит забывать, что ОВГЗ нужно погашать.

Популярні новини зараз

Світу пояснили, як злочини Путіна проти Сирії стали прелюдією до війни в Україні

"Приголомшливе почуття гумору": Маск іронічно відреагував на заяву Зеленського про переговори з РФ

Скандал зі "стріляниною працівника ТЦК" по чоловікові під Києвом: всі подробиці інциденту

ПриватБанк попередив клієнтів: все розпочнеться 18 листопада

Показати ще

«НБУ спровоцировал спекулятивный ажиотаж на рынке. Экспортная выручка — это деньги, которые зашли навсегда, инвестиции в основной капитал — надолго, а это деньги, которые заходят только на полгода, — говорит Кушнирук. — Да, сейчас мы укрепляем гривну — довольно стремительно и искусственным способом. Но в августе мы столкнемся с дополнительным давлением, потому что спекулятивные деньги будут выходить, еще и с процентами. Так что действия Нацбанка совершенно не способствуют снижению инфляции, если говорить о повышении учетной ставки, а провоцируют дополнительные спекулятивные игры, которые только вредят экономике».

Эксперт считает, что курс может оставаться в коридоре 26-27 грн за доллар весной и летом этого года, если не будет непредсказуемых дестабилизирующих факторов. Но есть и предсказуемые проблемы.

«Укрепление — краткосрочная ситуация. Она подвижна, — говорит Устенко. — Кроме того, макроэкономические вопросы, которые создают девальвационное давление на гривну, никуда не исчезли. Поэтому я не стал бы думать, что мы вошли в новый комфортный коридор. Его можно выдерживать только за счет уменьшения золотовалютных резервов. Остаются факторы неопределенности: приток инвестиций в страну. Их объем зависит от того, удастся или нет выжать реформы из политического класса, а это, прежде всего, антикоррупционный суд и проведение приватизации. Еще один важный момент — удастся или нет восстановить сотрудничество с международными финансовыми институциями».

Эксперт говорит, что не стоит ждать никаких результатов от приезда представителей Международного валютного фонда в Украину 12-16 января. Это не миссия МВФ, и выводов о кредитном транше по итогам поездки не будет. Но дедлайны поджимают. В этом году начинаются крупные выплаты по внешнему долгу, и мы должны заплатить около 4 млрд долл. В 2019 г. выплаты будут в полтора раза больше. Олег Устенко говорит, что если до июня разморозить вопрос с кредитом МВФ не удастся, то делать прогнозы о курсе просто не имеет смысла — тут будет стоять вопрос о выживании страны, а не только ее валюты.

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook.

Источник: NewsOne