Газета Frankfurter Allgemeine Zeitung опубликовала комментарий своего обозревателя Райнхарда Фезера (Reinhard Veser), в котором рассуждается о предположительных попытках Кремля вмешаться в дела иностранных государств.

Об этом сообщает DW.

«Европейской общественности понадобилось много времени на то, чтобы разобраться в характере российских властей. В западной части континента много лет пренебрегали предупреждениями стран Восточной Европы об агрессии Кремля, считая это навязчивой идеей — хотя и объяснимой с исторической точки зрения, однако чреватой негативными последствиями в политическом плане. При этом на Западе не заметили того, что чувствительное отношение к России в странах Балтии, Польше, на Украине или в Грузии является не только следствием непреодоленного прошлого, но и все больше усиливается на фоне актуальных событий по мере того, как Россией все дольше руководит Владимир Путин и его команда.

Образ России на Западе кардинально изменился лишь после начала конфликта на востоке Украины и сопровождающей его пропагандистской кампании. С тех пор как стало очевидным, что Москва вмешалась в ход президентской гонки в США, угроза, которую Россия представляет для западных демократических стран, стала постоянной темой общественных дискуссий. Выборы со спорным исходом, референдум или политический кризис — подобные события теперь редко обходятся без поиска, а в большинстве случаев и обнаружения «грязных пальчиков» Москвы, будь то хакеры, интернет-тролли, боты или фейковые новости.

Официально Москва реагирует на это с возмущением: дескать, обвинения Росии в аморальных действиях необоснованы. Однако за внешним возмущением проглядывает откровенное злорадство. Обвинения РФ во вмешательстве во внутренние дела других государств, как правило, звучат из стран, где «полно нерешенных внутренних проблем», недавно заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Нужно признать, что он прав: избрание Дональда Трампа президентом США, усиление позиций ультраправых во Франции, выход Великобритании из ЕС, кризис в Каталонии и даже сложности с формированием правительства в Германии являются не следствием внешнего вмешательства в дела этих стран, а свидетельством их внутренних проблем.

В то же время Кремль пытается способствовать их углублению. Среди значительной части российского руководства уже давно бытует мнение, что РФ находится с Западом в состоянии войны, цель которой — по возможности ослабить противника. Выходцы из КГБ, ныне занимающие ключевые посты в Кремле, усматривают след западных спецслужб во всем, что угрожает их власти, — начиная от антикоммунистического демократического движения в Польше в 1980-х годах и заканчивая революцией на Украине и протестами оппозиции в самой России. Если им представится возможность внести беспорядок в политику демократических государств Европы и Северной Америки, до недавних пор считавшуюся стабильной, и отравить там социальный климат, то они ею воспользуются.

Прямые последствия подобных действий сложно оценить. Не исключено, что на референдуме о выходе Великобритании из ЕС и президентских выборах в США, где обе стороны набрали примерно равное количество голосов, Россия действительно повлияла на исход голосования. Однако доказать это невозможно. Ведь предостаточно сугубо британских или американских факторов, которые могли сыграть решающую роль в конкуренции между двумя практически равными политическими лагерями. Поэтому единственным явным свидетельством ущерба, причиненного этим странам в результате попыток Кремля вмешаться в их дела, пока является тот факт, что ажиотаж, возникший на Западе по этому поводу, начинает напоминать паранойю российских властей.

Кремлю это только на руку. Тот факт, что западные страны уделяют столь пристальное внимание их фактическим и предположительным действиям, позволяет российским властям выглядеть сильнее, чем они есть на самом деле. А это, свою очередь, повышает их привлекательность как в глазах западных популистов, так и собственного населения. Но прежде всего, по всей видимости, служит подтверждением того, что Запад проводит политику двойных стандартов и призывает к соблюдению прав человека и свободы слова, преследуя при этом совершенно иные цели.

Это четко проявилось в ходе спора вокруг российского телеканала Russia Today. Американский Минюст оказал Кремлю крупную услугу, заставив RT зарегистрироваться в США в качестве «иностранного агента». Телеканал, который распространяет грубое сочетание новостей, теорий заговора и небылиц, вдруг взял на себя роль борца за свободу слова. Москва теперь сможет отвергнуть критику в свой адрес по поводу мер, направленных против зарубежных СМИ в России — ведь Кремль лишь делает то же самое, что и американцы. Президент РФ Владимир Путин назвал такие шаги «зеркальной реакцией» на аналогичные действия США.

В то же время речь идет не только о том, какую выгоду Кремль извлекает из того, что Запад постоянно ищет российский след в своих внутриполитических конфликтах. Нужно задать более фундаментальный вопрос: какие последствия это будет иметь для политической культуры в целом? Необходимо сохранять бдительность и отслеживать попытки Кремля подорвать веру граждан в демократию — особенно если предположить, что российские спецслужбы постоянно совершенствуют свои навыки.

Перекладывание ответственности за собственные проблемы на внешние силы должно оставаться привилегией авторитарных режимов. Демократические страны смогут оставаться демократическими лишь в том случае, если будут воспринимать недовольство среди населения как симптом своих внутренних проблем, причины которых нужно искать у себя дома. Это — самый лучший способ противодействия Кремлю».

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook

Популярні новини зараз

США оприлюднили секретні дані про вбивства Путіна

ГУР підтвердив існування російського плану з окупації України та її розділу

Водіям пояснили, що означає нова розмітка у вигляді білих кіл

В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться

Показати ще