Специалисты из Университета Содружества Виргинии и Научно-исследовательского института Скриппса разработали и провели доклинические испытания вакцины против героина.
Распространенность синтетических опиоидов связана с их устойчивыми анальгетическими свойствами. Благодаря структурному сходству с эндорфинами подобные препараты легко преодолевают гематоэнцефалический барьер и стимулируют мю-опиоидные рецепторы (MOR), вызывая эйфорию. Однако длительное применение опиатов приводит к сокращению популяции таких рецепторов, росту резистентности и привыканию. Терапия последнего носит заместительный характер: пациенты стационарно получают агонисты (метадон) или антагонисты (налтрексон) MOR. Существующие методы лечения опиоидной зависимости сравнительно дороги, ненадежны и обладают побочными эффектами.
Из-за относительно низкой стоимости, выраженного седативного действия и быстрого возникновения синдрома отмены, наиболее опасным синтетическим опиатом считается героин. Помимо зависимости, инъекции этого производного морфина увеличивают риск инфицирования ВИЧ и гепатитом C. При этом, несмотря на включение в список запрещенных к свободному обороту, героин по-прежнему применяется в медицине, например в Великобритании в паллиативной практике, и часто используется нелегально. Только в США с 2005 по 2015 годы число потребителей опиата возросло вдвое — до 828 тысяч человек. Лечение героиновой зависимости обходится американскому бюджету в 27 миллиардов долларов.
В новой работе американские ученые описали итоги доклинических испытаний конъюгированной вакцины для предотвращения абстинентного героинового синдрома. В классическом варианте такой препарат представляет собой гибридную молекулу белка-носителя с гаптеном (полуантигеном) и адъювантами. Благодаря последним гаптен приобретает иммуногенность и, за счет высокой структурной конгруэнтности, может связываться с целевым веществом, поступившим в организм, в частности с героином. При этом связывание происходит на периферии, и опиат не поступает в мозг. Исследователи протестировали эффекты всех составляющих молекулы на мышах и на четырех макаках-резусах (Macaca mulatta).
В качестве гаптенов авторы использовали карбоновые кислоты (HerCOOH, HerdBA) или тиол (HerSH), функцию носителя, провоцирующего иммунный ответ, выполняли столбнячный анатоксин (TT), гемоцианин фисуреллы (KLH) или дифтерийный анатоксин (DT). Результаты показали, что лучше остальных героиновую анальгезию предотвратил конъюгат HerCOOH-TT. Дополнение препарата адъювантами — CpG-олигодезоксинуклеотидом (ODG) и квасцами (гидроксидом алюминия) — увеличило активность антагонистов героина. В то же время применение в качестве адъюванта cGAMP оказалось неэффективным. В течение трех месяцев действие вакцины уменьшалось, но могло быть продлено повторным введением.
По словам ученых, таким образом, испытания продемонстрировали возможность формирования иммунологической памяти к препарату. В ближайшее время они намерены привлечь к работе коммерческих партнеров для тестирования вакцины на людях.
Источник: N+1