Российская власть встала перед проблемой появления постсоветского поколения, которого все тяжелое склонить на свою сторону с помощью старых страхов.
Каждая страна предстает перед сменой поколений. Эволюция технологий, культуры, социальных норм и глобальных вопросов может создать раскол между молодежью и старшим поколением, который потом тяжело уладить. России этот раскол особенно большой. Об этом сегодня пишет аналитически-разведывательная компания Stratfor, передает ZN.UA
Издание отмечает, что сейчас 27% россиян — это люди, которые родились после распада СССР. Спустя еще 10 лет таких граждан в России будет 40%. Подрастающее поколение никогда не было «советизировано». Большинство его представителей слишком молоды, чтобы помнить лихие времена 90-х годов, десятилетие войны, финансовый кризис и политических хаос.
В отличие от старшего поколения молодые россияне не помнят обещания Владимира Путина «спасти Россию», так же как и его действий по стабилизации страны после постсоветского обвала. На самом деле они и не знают жизни без нынешнего президента. Для Путина ситуация представляет невиданный до этого времени вызов. Придя к власти, он запустил ряд инициатив с целью поощрить молодежь. Были сформированы большие молодежные группы, такие как «Наши», которые пропагандировали национализм и приверженность к президенту, как гражданский долг. Идеологическая основа этих организаций обеспечила популярность власти почти на два десятилетия. Но после десяти лет своего существования эти организации начали угасать. Младшие поколения не оценивают себя так, как их предшественники. После лет стабильности и благополучия в России, в течение которых состоялось их формирование, они не имеют опыта жизни в затруднении.
Сегодня значительная часть молодого населения России живет по собственным правилам, и это пугает Кремль. Stratfor напоминает о массовых протестах несколько недель назад, ядро которых сформировали именно молодые россияне. Кроме того, появление социальных сетей — тоже проблема для Кремля. С одной стороны, последние массовые акции показали, что они могут сыграть роль мощного инструмента для самоорганизации. С другой стороны, соцсети опережают по популярности среди молодежи государственные СМИ, в частности телеканалы.
Исследование «Левада Центра» показали, что меньше половины россиян в возрасте от 18 до 25 лет доверяют государственному телевидению. В это же время, более 73% граждан, которым за 55, занимают противоположную позицию. Stratfor напоминает, что Кремль пытался надавить на соцсети, в частности, обязав компании размещать свои серверы на территории России. Но Twitter и Facebook, к примеру, отказались это делать. Остается не известным, насколько Кремль собирается влиять на поколение, которое обменивается информацией вне его контроля.
Администрация Путина сначала объединила вокруг себя российский народ, пообещав положить конец хаосу 90-х, а затем — усилить международное влияние России. Молодые поколения привыкли, что их страна стабильна и сильна. Они не знают другой ее версии. Но сейчас, во времена экономической стагнации, эффект от которых усиливают скандалы о коррумпированности правительства, появляются первые ростки недовольства, росту которых способствует интернет. Кроме того, что с этим недовольством придется что-то делать, самым большим вызовом для Кремля станет поиск способа наладить связь с постсоветским населением, которое будет расти с каждым годом.