Рембрандт, а возможно и многие другие великие живописцы времен эпох Возрождения и барокко, использовали изощренные оптические трюки для того, чтобы рисовать свои автопортреты с почти фотографической точностью.
Об этом заявляют физики в статье, опубликованной в Journal of Optics, передает РИА Новости.
«Художник Дэвид Хокни и физик Чарлз Фалько первыми в 2000 году выдвинули идею, что выдающиеся художники старого времени могли использовать оптические технологии для того, чтобы повысить реализм и точность своих автопортретов. Эта идея была встречена многими нашими коллегами с большим скептицизмом – они заявляли, что реализм автопортретов и талант их авторов, наоборот, указывают, что такие трюки им были не нужны», — заявил Фрэнсис О’Нил (Francis O’Neill) из Оксфорда (Великобритания).
Одной из главных новаций художников времен Возрождения и более поздних времен стало то, что они начали рисовать не только пейзажи, натюрморты и других людей, но и самих себя, зачастую «вставляя» себя в сцены других картин. Автопортреты Рембрандта, Дюрера, Леонардо да Винчи и их высокая степень реализма и фотографичности стали примером для подражания для всех современных живописцев.
О’Нил и его коллеги заявляют, что предмет их восхищения мог быть написан не так честно, как мы все считали, проанализировав те оптические технологии, которые были доступны гильдиям художников 16 и 17 века, и попытавшись сконструировать из них систему, которая позволяла бы проектировать изображение самого себя на холст.
В общей сложности авторы статьи собрали пять подобных «проекторов» из нескольких наборов линз, кривых зеркал и камер-обскур, которые в теории могли быть использованы художником для того, чтобы «видеть» себя в виде линий света на поверхности будущей картины. Проанализировав то, как эти отражения выглядели на холсте, ученые пришли к выводу, что по крайней мере Рембрандт пользовался такими приборами.
«Многие автопортреты Рембрандта выточены или написаны на листе меди, на поверхности, на которой проекцию можно было легко увидеть. Его работы построены на технике светотени, контрасте света и тени, которая так же является базой для работы всех светопроекторов. Более того, на многих автопортретах Рембрандт смеется или смотрит вбок, что было крайне сложно увидеть и написать, если бы он просто смотрел в зеркало», — продолжает О’Нил.
По словам физика, есть и другие, более очевидные и вещественные доказательства «жульничества» – к примеру, на многих необычно крупных автопортретах Рембрандта его голова непропорционально большая по сравнению с другими частями картины, а ее пропорции обычно бывают искажены. Ученые это связывают с тем, что линзы, которые художник использовал для увеличения проекционной картинки, искажали ее при выводе на холст.
По мнению О’Нила, Рембрандт был не единственным художником, который использовал оптические технологии для писания автопортретов и даже «нормальных» картин. Многие другие живописцы, которые пользовались техникой светотени, как считает физик, тоже были не совсем «чисты на руку».