А что же было?
В Брюсселе процесс парафирования соглашения, как о том бодро и весело отчитался МИД Украины и сообщили СМИ, не завершился.
Он только начался.
Глава переговорной делегации со стороны Украины заместитель министра иностранных дел Украины Павел Климкин подписывал первую, политическую, часть документа, а заместитель министра экономики Валерий Пятницкий ставил свою подпись под строками Соглашения о Зоне свободной торговли. С европейской стороны Соглашение об ассоциации парафировали глава переговорной делегации исполнительный директор Европейской службы внешней деятельности по вопросам России, Восточного партнерства и Западных Балкан Мирослав Лайчак (Miroslav Lajčák), а по Зоне свободной торговли – заместитель генерального директора Генерального директората по вопросам торговли Петер Балаш (Peter Balas).
Процесс парафирования был начат, но не завершен. Заместитель главы МИД Украины Павел Климкин и представитель Европейской службы внешних действий Мирослав Лайчак заверили своими подписями только первую и последнюю страницы Соглашения, а остальная часть все еще открыта для внесения технических правок. Сразу после этого украинская сторона разразилась радостными утверждениями о том, что это даст возможность в скором времени чуть ли не вступить в ЕС. Лжи в этом столько, что ситуация напоминает бочку дегтя в которой пытаются растворить ложку мёда и заявить, что «процесс пошел». Большая ложь всегда начинается с маленькой.
Буквально через пару часов после объявления о «произошедшем парафировании» министр иностранных дел Украины Константин Грищенко был вынужден признать, что работа над документом еще не завершена.
На брифинге в пятницу Грищенко заявил: «Стороны договорились продолжить процесс правовой экспертизы раздела о создании ЗСТ. В результате этого в него могут вноситься отдельные технические или лингвистические изменения не принципиального характера. Речь идет о сугубо техническом процессе». В частности, глава украинского внешнеполитического ведосмства уверял журналистов в том, что эти изменения будут вноситься в контексте подготовки Соглашения об Ассоциации к подписанию и что вроде как это обычная практика ЕС при подписании таких соглашений.
Отмечу, что «парафирование» это и есть «подготовка к подписанию». То есть заверение страниц документа сторонами на предмет отсутствия к нему взаимных претензий и дополнений. После парафирования текст соглашения переводится на все языки стран-членов ЕС и передается в национальные парламенты на ратификацию, после чего возвращается в Европейский парламент. Никакие правки в текст больше вноситься не должны! Возможные корректировки могут касаться только особенностей перевода документа на языки стран-членов ЕС.
Однако глава украинского МИД, судя по его заявлениям, об этом даже не догадывается. Мало того, он еще и гордится своей, мягко говоря, «недоделанной» работой, заявляя: «Мы договорились со стороной ЕС о продолжении технической работы, направленной на подготовку соглашения к подписанию. Мы понимаем, что это масштабная работа, которая требует времени». То есть министр или вообще не понимает, что такое парафирование и для чего оно вообще нужно, или намеренно вводит в заблуждение общественность.
В этот же день (30 марта) глава украинского МИД смог до глубины души поразить содокладчицу мониторингового комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Мариэтту де Пурбе-Лундин.
Чем? Своим несколько опрометчивым заявлением о том, что Украина не собирается выполнять взятые на себя перед международным сообществом обязательства, в частности – условия резолюций ПАСЕ. «Мы только что со встречи с министром иностранных дел, который передал нам мнение, что Украина может делать все что угодно, даже не выполнять резолюцию и другие обязательства… Письменной ноты не было, но то, что министр говорил это 2 или 3 раза, мы четко уловили этот месседж», — сказала она. «Все встречи, кроме МИДа, мы видели настроенность выполнять обязательства, которые Украина взяла на себя, вступив в Совет Европы… Я, скажу честно, была шокирована главой МИДа (Константином Грищенко – автор), тем, как он это сказал. Это было неожиданно», — рассказала содокладчица комитета.
Большей антирекламы своей стране в момент начала процесса парафирования Соглашения об Ассоциации с ЕС сложно себе представить. Но вместо извинений и заявлений в стиле «меня не совсем верно поняли» украинский министр пошел ва-банк. И, как обычно, решил высказаться посредством социальных сетей, очевидно полагая, что в ЕС так модно поступать, особенно дипломатам. «Я удивлен высказываниями госпожи Пурбе-Лундин. В течение многих лет в дипломатии я обсуждал разные темы со многими людьми, однако впервые мне приписывают слова, которых я не говорил», — можно прочитать на странице К. Грищенко в Твиттере.
Судя по стилистике и содержанию текста, это не менее чем прямое обвинение Мариэтты де Пурбе-Лундин во лжи со стороны главы украинского МИДа. В принципе, в любой другой стране данное событие характеризовалось бы как дипломатический скандал. Но только не в Украине, где подобное поведение государственного чиновника в порядке вещей и скорее норма, чем отклонение от нее.
Висунули дві жорсткі умови: поляки знову розпочали страйк на кордоні з Україною
В Україні вслід за яйцями подорожчав ще один базовий продукт
ГУР розкрило головну мету Путіна на фронті до кінця зими
Тисячі без тепла: одне з міст України опинилося на межі колапсу
Но К. Грищенко не остановился на «достигнутом» и продолжил уже не шокировать, а откровенно веселить всю Европу. В интервью влиятельной испанской газете El Pais министр иностранных дел заявил, что Украина не воспринимает логику дополнительных условий в процессе подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, сообщает пресс-служба МИД. «Какой мы будем страной, если будем принимать к исполнению все, что нам кто-то извне будет говорить. Поэтому мы считаем Соглашение об ассоциации с ЕС достаточно важным и выгодным для обеих сторон, чтобы подписать его без дополнительных условий», — сказал К. Грищенко.
В своих обвинениях в адрес ЕС о применении двойных стандартов глава украинского МИДа вспомнил опыт Исландии. «Предыдущий премьер-министр Исландии находится сейчас под судом по обвинению в неэффективном руководстве страной в период финансового кризиса, и никто в ЕС по этому поводу ничего не заявляет. Юлия Тимошенко осуждена за злоупотребление служебным положением при подписании газовых контрактов с Россией, которые обходятся Украине в миллиарды неоправданных убытков, и у европейских политиков это вызывает возмущение», — отметил К. Грищенко.
Однако более слабого аргумента, который бы не подтверждал, а опровергал собственную позицию министра, придумать сложно. Премьер Исландии сидит за то, что лоббировал интересы иностранных банков и добивался выплаты долгов частным коммерческим структурам, которые «погорели» на финансовых аферах в Исландии за счет госбюджета. Дело дошло до того, что президент Исландии был вынужден объявить о референдуме по этому поводу, и народ сказал свое слово: банкиры рискнули и разорились – туда им и дрога, сами знали, на что шли. Деньги пусть сами себе возвращают. Исландцы не собираются платить за их жадность. Будь в тюрьме экс-глава НБУ Стельмах, который спасал банки вместо отстаивания интересов украинских вкладчиков – ну тогда другое дело! Но сидит-то Тимошенко. Причем сидит за газовые контракты, подписанные с Россией. Так что, говоря о двойных стандартах, в данном случае по сути Грищенко обвиняет ЕС в защите интересов РФ! Смех, да и только. Но… вполне в его стиле.
Напомню, что по данным последних социологических исследований, в частности опроса, проведенного в середине февраля текущего года Киевским международным институтом социологии (КМИС) в случае проведения референдума о вступлении Украины в ЕС, больше украинцев готовы проголосовать «за», чем «против». Количество сторонников такого союза – 40%, против – 33%. Сторонники вступления в Евросоюз преобладают в Западном и Центральном регионах, а противники вступления — в Южном и Восточном.
В случае референдума о вступлении Украины в союз с Россией и Беларусью за вступление готовы проголосовать больше половины украинцев – 55%, против – лишь 27%. Сторонники традиционно преобладают в Восточном, Южном и Центральном регионах, а противники – в Западном регионе.
Так что откровенные неудачи украинской дипломатии на западном направлении явно не случайны, хотя и проводить четкую параллель между настроениями в украинском обществе и действиями чиновников не стоит. Последние склонны действовать скорее абсолютно автономно от граждан. Просто иногда случаются совпадения.
Глава украинского МИД, да и не только он, упорно отказывается понимать ту простую и доступную любому обывателю истину, что ни элиты, ни граждане стран ЕС никак не желают, чтобы их ассоциировали с нынешней Украиной. Именно поэтому Евросоюз и дальше будет выдвигать все новые и новые условия.
Договоры и соглашения на условиях абсолютного баланса интересов подписываются между равными партнерами. Украина и ЕС – не равны. А посему либо Украина будет выполнять условия, которые ей диктует более сильный партнер по Соглашению, либо может надолго, если не навсегда, забыть о возможности Ассоциации, не говоря уже о членстве в ЕС.
Так ли уж необходимо ей такое членство в данной ситуации – это отдельный вопрос.
P.S. Не сумев как следует выпутаться из истории с сомнительным парафированием Соглашения, внешнеполитическое ведомство Украины, известное своей полной неспособностью работать адекватно текущим реалиям, отличилось в очередной раз и… засекретило текст Соглашения об Ассоциации с ЕС, который так и не был парафирован в Брюсселе.
Как сообщил на пресс-конференции 2 апреля руководитель украинской переговорной группы по заключению Соглашения заместитель министра иностранных дел Украины Павел Климкин, в МИД Украины считают невозможным обнародование текста Соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС до его подписания. Он отметил, что, согласно существующей практике в этой сфере, текст соглашения не обнародуется до подписания.
Очевидно, что эту норму Климкин выдумал в ответ на вопрос журналиста, потому как ничего подобного не существует в принципе, но украинских дипломатов и это не останавливает. «Относительно формального обнародования текста, например, взять и поставить его на сайт, этого, к сожалению, мы не можем сделать, это противоречит классической практике», — сказал Климкин, добавив, что лично он считает, что на этом этапе было бы очень важно ознакомить общество с главными идеями, преимуществами и вызовами, связанными с имплементацией соглашения, забыв упомянуть, какой именно «классической практике» это противоречит.
Как видно из заявления чиновника, проблемы с формальной логикой в его словах очевидны и далекому от дипломатии человеку. И именно поэтому ни малейших успехов на внешнеполитическом поприще Украина не демонстрировала и не продемонстрирует ни на Западе, ни на Востоке. Как минимум до тех пор, пока ее чиновники и политики не подружатся с логикой и здравым смыслом.
Автор — эксперт Фонда общественной безопасности
Одна Родина