Об этом в авторской статье на «Хвиле» пишет экономист, аналитик компании Istrats Алексей Комаров.

Как известно, в пятницу бывший глава Федеральной резервной системы (ФРС) США Алан Гринспен выступил с сенсационным заявлением, что дефолт Греции является практически неизбежным событием, которое может подтолкнуть американскую экономику к новой рецессии.

Алексей Комаров пытается понять логику Гринспена, который не мог не понимать серьезность последствий своих заявлений.

Эксперт выделил следующие факторы:

Он отмечает, что в мировых СМИ набирает обороты скандал вокруг повышения лимита государственного долга США: республиканцы требуют от администрации Президента Обамы решительных мер по борьбе с бюджетным дефицитом, и даже готовы затянуть повышение лимита до августа, и тем самым вызвать технический дефолт правительства США. В пятницу рейтинговое агентство Moody’s предупредило, что затягивание решения по повышению порога госдолга дальше середины июля будет означать понижение прогноза рейтинга США, а неудача повысить порог к 15 августа повлечет понижение рейтинга США до R.D. (ограниченный дефолт).

«Излишне и говорить, какие последствия такой оборот событий повлечет на мировых рынках капитала: гособлигации США – базовый актив для многих видов залогов, и понижение надежности этого инструмента автоматически вызовет волну дефолтов хедж-фондов, банков, страховщиков и пенсионных фондов. И если в США в эти деструктивные процессы сможет вмешаться ФРС, рефинансируя финансовые институты под залог «справедливой предкризисной стоимости» казначейских облигаций, то нерезидентам – держателям бумаг США – помочь будет просто некому. Дефолт США больнее всего ударит именно по нерезидентам – центральным банкам, институциональным инвесторам из Европы, Азии, развивающихся стран» , — считает эксперт.

Для чего же понадобилось именно сейчас, в преддверии греческого дефолта, раскручивать тему возможного дефолта США?

«Да просто потому, что именно греческий дефолт будет использован американскими конгрессменами и денежными властями для затягивания решения по порогу государственного долга США и для объявления ограниченного дефолта. Звучит довольно неожиданно, не так ли?», — спрашивает Алексей Комаров.

Однако, тут же указывает, что аналогичная ситуация развивалась в прошлую Великую Депрессию. Так, в мае 1931 г. австрийский банк Creditanstalt, несмотря на помощь лондонского банка Ротшильда, обанкротился. Серия банкротств прокатилась по континентальной Европе, давление на стерлинг нарастало. Несмотря на возможности поддержки курса фунта стерлингов и лояльность банкиров Европы, Банк Англии в сентябре 1931 г. отказался осуществлять интервенции и девальвировал валюту. «Поскольку в те годы именно фунт стерлингов был мировой резервной валютой, точно так же, как сейчас доллар, этот шаг просто уничтожил мировую финансовую систему и вызвал длинную волну дефляционного сжатия в США (до 1933 г.) и континентальной Европе (до1936 г.)», — говорит он

«Исходя из этой аналогии, можно предположить, что заявление Алана Гринспена является попыткой приучить общественное мнение к возможности (а затем и неизбежности) ограниченного дефолта США, вызванного якобы «греческой катастрофой». Если аналогия верна, нас ожидает дефолт Греции, серия паник в континентальной Европе (прежде всего, во Франции и Германии, банки которых держат ~62% греческого долга) и затем уход США в ограниченный дефолт под неадекватным предлогом невозможности поддерживать прежние темпы роста государственного долга», — резюмирует эксперт.