Психологи обратили внимание, что социальные медиа помогают людям пережить стресс после катастроф или стихийных бедствий.
«Роль социальных медиа в психиатрии катастроф (или как я стал сторонником Facebook)» — так называется статья, которую недавно опубликовал психиатр, доктор медицины Шейле Джейн (Shaili Jain), который изучает вопрос посттравматического стресса и нервных расстройств. В статье обобщены результаты ряда исследований о том, как социальные сети помогают пострадавшим от катастроф пережить стресс.
Таких исследований в последние годы проводилось много, большинство в США. Неудивительно, что психологи и психиатры обратили внимание на такой аспект соцсетей. Один из первых инстинктов (наряду с самосохранением), которые срабатывают после беды или катастрофы, — это объединиться. Люди стремятся убедиться, что их семья и друзья в безопасности, хотят рассказать, что видели, узнать больше о том, что случилось, и найти других, кто пережил то же. Поэтому обращение к инструментам социальных медиа во время кризиса становится все более распространенным явлением, и организациям, которые помогают пострадавшим, необходимо принять во внимание.
Известно, что интернет сегодня третий по популярности источник, откуда люди черпают информацию во время чрезвычайных событий.
Кроме такой необходимой помощи как вода, пища и кров, не менее важным является общение с людьми — членами семьи, коллегами или друзьями. Такая поддержка может обеспечить пострадавшим серьезную защиту от возможных психологических и психических проблем. Пострадавшие от стихийного бедствия или катастрофы чувствуют себя лучше, если они будут чувствовать принадлежность к определенному сообществу.
Социальные медиа (блоги, чаты, дискуссионные формы, каналы YouTube и, конечно, Facebook, Twitter) в последние годы играют все более важную роль в менеджменте катастроф. Их используют как пути для распространения важной информации (за доступом к чрезвычайной информации сайты социальных медиа одни из самых популярных). Кроме того, социальные сети становятся полезным инструментарием в менеджменте чрезвычайных ситуаций: благодаря им можно получать запросы о помощи от жертв, или мониторить ситуацию на местах, это способствует осведомленности работников спасательных служб.
Еще рано делать окончательные выводы о роли соцсетей в развитии социального капитала после катастроф, однако некоторые наблюдения стоят того, чтобы обратить на них внимание:
1) исследователи предполагают, что социальные сети дают психологическое облегчение пострадавшим в катастрофе, поскольку онлайн-общение удовлетворяет их потребность во взаимодействии и коммуникации. Например, после землетрясения в Гаити 2010 очевидцы и потерпевшие использовали социальные сети для того, чтобы рассказать свои истории, и это, в свою очередь, спровоцировало мощную реакцию в СМИ;
2) также было проведено исследование о последствиях урагана Катрина в Нью-Йорке. Согласно ему, онлайн-пространство становится будто виртуальным воплощением реального мира — ведь часть из окружающей обстановки повреждено или разрушено. Эти виртуальные воплощения физических сообществ используются как точки связи и места для поддержки;
3) исследование относительно того, почему публика использует социальные сети во время катастроф, свидетельствуют: главные причины — это стремление сохранить ощущение группы, поиск эмоциональной поддержки и психологического исцеления;
4) исследователи коммуникационных технологий определили новую онлайн-практику в реагировании на катастрофу — виртуальные воспоминания отражаются в «агрегаторах фотографий» — например, сразу после катастрофы создаются новые группы в Flickr;
5) после стрельбы в Виргинском политехническом институте студенты много времени проводили онлайн, обсуждая трагедию. Студенты чувствовали, что делиться горем и поддерживать друг друга через интернет — это полезно для психологического восстановления.
Социальные медиа основываются на личностных, децентрализованных связях — потенциал этой уникальной коммуникации для помощи пострадавшим в катастрофах остается неиспользованным. Плюс соцсетей также в том, что они не требуют денежных затрат, информация может мгновенно распространиться по большой сообществе.
В Турции спрогнозировали "переломный момент" войны в Украине
В Украине отменили ограничения на пересдачу водительского экзамена: что изменилось
Украинцев хотят лишить выплат по инвалидности: что готовит Кабмин
Пенсия в ноябре 2024: что изменится для украинских пенсионеров
Конечно, есть много потенциальных минусов социальных сетей: дезинформация, неизвестно авторство, презентация мысли как факта, проблемы с приватностью. Кроме того, имеет место «цифровое распределение» — для социальных сетей необходим доступ к интернету.
Если брать во внимание не психологические аспекты, а именно конкретную помощь, то есть упомянутый «менеджмент катастроф», то социальные сети действительно имеют огромный потенциал. Во время прошлогоднего визита в Японию Марк Цукерберг на встрече с премьер-министром сказал, что цунами 2011 стимулировали его искать больше способов, как социальная сеть может помочь людям во время стихийных бедствий. Цукерберг считает, что именно Facebook можно использовать для того, чтобы во время катастроф или стихийных бедствий помогать людям оставаться на связи и получать критически важную информацию.
по материалам MediaSapiens