Издание Financial Times утверждает, что лишь около половины товаров "двойного назначения" на сумму 2 миллиарда долларов, отправленных из Европейского союза в Казахстан, Кыргызстан и Армению, достигли заявленных пунктов назначения.
Остальные же товары во время транзита могли осесть в России.
Товары были отправлены в 2022 году из стран Балтии после полномасштабного вторжения России в Украину, когда торговля ЕС с Казахстаном, Кыргызстаном и Арменией выросла "до беспрецедентного уровня".
В ЕС считают, что эти товары, которые могут быть использованы в военных или разведывательных службах и подлежат экспортному контролю, могли ввозиться в РФ непосредственно из ЕС под предлогом того, что они находились только транзитом.
Западные чиновники считают, что такая теневая торговля позволяет стране-агрессору поддерживать экономику во время широкомасштабной войны против Украины и на фоне введенных санкций.
Об исчезновении около половины товаров ЕС по дороге в указанные страны свидетельствуют публичные данные, проанализированные журналистами издания.
В записях были обнаружены определенные несоответствия, свидетельствующие о том, что РФ обошла широкие ограничения благодаря посредникам, агентам или поставщикам, указывавшим в таможенных декларациях ЕС ложные пункты назначения.
Такая техника помогла Кремлю сохранить доступ к важнейшим европейским продуктам, включая компоненты самолетов, оптическое оборудование и газовые турбины.
Ситуация отчеркивает сложности усилий стран Запада, направленных на то, чтобы закрыть РФ доступ к определенным категориям находящихся под ограничениями товаров. Подобная теневая торговля, по мнению FT, потенциально является значительным "экономическим костылем" для Москвы.
В публикации также говорится, что настоящая цифра вероятного потока теневого импорта в РФ значительно выше, поскольку 1 млрд долларов касается лишь выборки ограниченных товаров, которую журналисты сопоставили с данными о международных торговых потоках. Так, "дыра" в торговле, если, например, рассматривать разрыв между статистическими данными ЕС и Казахстана, составляет 2,9 млрд долларов.
Источник: РБК-Украина